История концепции переноса

Автор: Гари Голдсмит
 
Изучение истории понятия переноса почти равнозначно изучению истории самого психоаналитического лечения, поскольку перенос занимал центральное место в лечении с самого начала работы Фрейда. Весьма затруднительно рассматривать историю переноса изолированно, поскольку разные фундаментальные понятия сходятся, – стоит только заговорить об одном из них, как обнаруживаешь, что говоришь и о многих других. Здесь я имею в виду такие понятия, как свободная ассоциация, защита и сопротивление, психический детерминизм, бессознательный конфликт, навязчивое действие, инфантильная сексуальность, терапевтический альянс, клинический сеттинг и т.п. Вместе с тем я полагаю, что перенос является наиболее ценным из всех перечисленных понятий – как для студентов-новичков, так и для опытных клиницистов. Перенос затрагивает глубины нашего понимания отношений между аналитиком и пациентом и механизмов клинической работы, он практически неотделим от них. Это понятие красной нитью проходит в истории психоанализа.

Юмор в контексте психологической практики

Автор: Домбровская Иоланта Станиславовна

Статья посвящена анализу роли юмора и его проявлений в разных контекстах психологической практики. Рассматривается смысл смеха, юмора, улыбки в контексте психиатрической нозологии, анализируются случаи смеха в диагностической практике, консультативной работе. Описываются феномены «алкогольного юмора» и «подросткового осмеяния». С точки зрения описываемой проблемы интерпретируются понятия «смеховая депрессия» (Карвасарский), «депрессия улыбающаяся» и «депрессия ироническая» (Блейхер). Анализируются нарушения улыбки и смеха. Высказывается предположение о компенсаторной функции юмора.

Понимание скрытого и явного инцеста

Автор: Robert Weiss 

«Скрытый  инцест происходит тогда, когда ребенок становится объектом любви, внимания, страсти и заботы одного из родителей. ... Граница между заботой, отражающей родительскую  любовь,  и инцестуозными отношениями, определяется тем моментом, когда  отношения с ребенком начинают существовать  для удовлетворения потребностей родителя, а не ребенка. ... Ребенок чувствует себя использованным  и пойманным в ловушку; это те же самые ощущения, что испытывают  жертвы явного инцеста ».

Депрессия у детей младенческого и раннего возраста

Автор: Мария Георгиевна Киселева

Отношение специалистов в об­ласти психического здоровья и развития ребенка к концеп­ции проявления депрессии в самом раннем возрасте постоянно менялось в течение последних десятилетий. Еще в 40-х годах прошлого века была обнару­жена и описана клиническая (анаклитическая) депрессия у детей первого года жизни, лишенных связей со взрослым, осуществляющим первичный уход за ре­бенком (Spitz, 1946). Однако в последую­щие годы превалировала теория, предпо­лагающая, что такие дети слишком малы, чтобы испытывать основополагающие эмоции, связанные с депрессией. Таким образом, вообще исключалась возмож­ность проявления клинической депрес­сии в дошкольном возрасте (Rie, 1966) Но последние исследования в области базового эмоционального развития че­ловека опровергли данное утверждение, продемонстрировав эмоциональную раз­витость детей до трех лет, ранее не признаваемую исследователями (Shonkoff, Phillips, 2000). Получение эмпирических данных для обоснования и описания кли­нического депрессивного синдрома у де­тей первого года жизни и детей до трех лет, остается крайне сложной задачей.

Подходы к лечению нарциссических расстройств: Кохут и Кернберг

Автор: Гари Голдсмит

В статье описываются две основные модели в лечении пациентов с нарциссическим расстройством личности – подходы Кохута и Кернберга. Особое внимание уделено вкладу обоих авторов, а также критическим замечаниям касательно разработанной ими техники лечения нарциссических расстройств.