Работая с клиническими последствиями травмы

Автор: Д. Раков

В статье излагаются некоторые психоаналитические идеи о травме и травматизации в современном мире, приводится пример из клинической ситуации, затрагивающий вопросы появления травмы и обращения с ней.

Беременность как стадия личностного развития женщины

Авторы: Е.С. Мордас, Р.Р. Харисова

Беременность определяется как специфическая кризисная стадия развития личности женщины. В связи с этим рассмотрены особенности структурных элементов личности, специфика половой идентичности, объектных отноше­ний, концепции Я. Отмечается целостность процесса личностного станов­ления женщины во время беременности, связанная с процессами регресса, трансформации, интеграции и переструктурирования внутриличностных образований. Во время беременности происходит сгущение либидинальных и агрессивных тенденции Ид, обогащается структура Эго за счет расширения и принятия ребенка как Эго-идеала, снижается давление Супер-Эго. Происходит переструктурирование гендерной идентичности за счет слияния гендерного идеала и гендерного стереотипа.

Трудности в установлении сеттинга на примере случаев из практики начинающего психолога

Авторы: Абуховская Л.В. Ковалёва М.В.

Статья посвящена важности установления сеттинга психологом и возможным трудностям, связанным с этим процессом. В работе приводится обзор психоаналитических концепций сеттинга, рассматриваются и анализируются практические ситуации нарушения сеттинга клиентами и приводятся некоторые рекомендации по установлению и удержанию сеттинга для начинающих психологов.

Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительной депривацией

Автор: Быкова Елена Борисовна

Психотерапевт Лизбет Марчер – создатель бодинамического подхода – считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии.

После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов.

Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка.

Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирующую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.

Взаимосвязь уровня депрессии с соматическим и психосоматическим статусом личности

Автор: Е.А. Медведева

В данной статье рассматривается взаимовлияние уровня депрессии с соматиче­ским и психосоматическим статусом личности в период трудных жизненных ситу­аций и стресса. Проводится сравнительный анализ показателей наличия депрес­сивных, соматических и психосоматических факторов в норме и у лиц склонных к выраженным и слабо выраженным проявлениям тревоги в период проблемных жизненных ситуаций и стресса. Цель данной статьи – выявление взаимосвязи между уровнем депрессии и выраженности жалоб и симптоматики соматического и психосоматического характера. В качестве предмета исследования выступает взаи­мосвязь депрессивных, соматических и психосоматических факторов в норме и у лиц склонных к выраженным и слабо выраженным проявлениям тревоги в период проблемных жизненных ситуаций и стресса. Заявленная цель определила следу­ющие задачи работы: 1) Выявить взаимосвязь уровня депрессии с соматическим и психосоматическим статусом личности; 2) Осуществить сравнительный анализ показателей наличия депрессивных, соматических и психосоматических факторов в норме и у лиц склонных к выраженным и слабо выраженным проявлениям тревоги. В статье было проведено эмпирическое исследование на базе ряда методик, в частности: методики «определения уровня депрессии» В.А. Жмурова, симптоматического опросника Е.А. Александровича, теста жизнестойкости С. Мадди, Гиссенского опросника психосоматических жалоб, методики «определения уровня невроти­зации» Л.И. Вассермана. В заключении автор отмечает, что у лиц подверженных выраженным и слабо выраженным проявлениям тревоги и стресса наблюдается более сильная взаимосвязь между уровнем депрессии и выраженностью жалоб соматического и психосоматического характера, тем самым, была подтверждена гипотеза данного исследования.